Загрузка...
Федерация профсоюзов Липецкой области
Федерация профсоюзов Липецкой области
Федерация профсоюзов Липецкой области

Федерация Независимых Профсоюзов России подвела итоги работы за минувший год и намерена усилить свою правозащитную работу в году наступившем.

Интервью председателя ФНПР Михаила Шмакова корреспонденту газеты «Трибуна» (16 января 2014 года).

– Михаил Викторович, какие основные направления деятельности ФНПР вы могли бы выделить по итогам прошедшего года и какие планы строите на перспективу?

– Для нас ушедший год прошел под знаком VIII (внеочередного) съезда ФНПР. Рассмотрев ряд принципиальных вопросов, касающихся совершенствования структуры Федерации, делегаты приняли решение о внесении изменений в Устав ФНПР. Съезд постановил, что территориальные объединения организаций профсоюзов в своей деятельности должны руководствоваться общими принципами, изложенными в специальной главе Устава ФНПР. Для общероссийских профсоюзов, входящих в ФНПР, были утверждены основные положения, подразумевающие оптимизацию их структуры. Главной целью принятых на нем решений является укрепление профсоюзных рядов, ведь в условиях глобального наступления капитала на права трудящихся и нарастания кризисных явлений в экономике как никогда нужны сильные профсоюзы.

Кроме того, после сложнейших переговоров, подкрепленных коллективными действиями профсоюзов, было заключено Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014–2016 годы, которое включило в себя принципиальные требования профсоюзов по оплате труда работников. И, конечно, все социально значимые события прошлого года находились под пристальным вниманием профсоюзов – это и вопросы повышения МРОТ, и разработка новых профессиональных стандартов, и пенсионная реформа…

В наступившем году нам предстоит добиваться и восстановления защиты профсоюзных активистов, серьезно ослабленной после известного ошибочного решения Конституционного суда Российской Федерации. Со времени его принятия были ратифицированы конвенции МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» и № 135 «О защите прав представителей работников на предприятиях и предоставляемых им возможностях». Это позволяет вернуться к данному вопросу и откорректировать ранее принятое решение.

Если говорить о перспективных планах, то, несмотря на подписание Генерального соглашения без протокола разногласий, у нас остается много претензий к работодателям и исполнительной власти. Например, по восстановлению системы страхования от потери работы и заработка; по расчету величины пособия по временной нетрудоспособности, исходя из среднего заработка за один предшествующий год; по отмене подоходного налога для этого пособия. Вопреки агрессивному давлению лоббистов, вплоть до провокаций низкого пошиба, нам предстоит добиться запрещения заемного труда, как технологии экономии на оплате работника и налогах. Нам всем вместе необходимо остановить введение непродуманных налогов на имущество, непродуманной системы нормативов потребления электрической энергии и воды.

Другими словами, главное противоречие капитализма – противоречие между трудом и капиталом никуда не ушло и не исчезнет никогда. Напротив, в условиях современности эти противоречия только обостряются, о чем свидетельствуют и наступление на права трудящихся за рубежом, и нарастание кризисных явлений в отечественной экономике. В этих условиях на профсоюзах лежит большая ответственность за соблюдение прав и интересов наемных работников и членов их семей.

– С начала года вступило в силу новое Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014–2016 годы. Соответствует ли этот документ ожиданиям ФНПР?

– В этом документе присутствуют основные договоренности и обязательства по тем направлениям совместной работы, которую мы планируем на ближайшие 3 года. А именно: по повышению минимального размера оплаты труда; по развитию социального партнерства в отраслях; по тому, как мы вместе будем содействовать выполнению указов президента В.В. Путина, которые он подписал в мае 2012 года и которые направлены на развитие экономики, социально-трудовых отношений, медицины, образования, системы социальной защиты граждан.

Основные разногласия касались вопросов оплаты труда. Профсоюзы, например, настаивают на том, что минимальный размер оплаты труда должен соответствовать показателю прожиточного минимума и мы должны достигнуть его в течение ближайших трех лет, хотя предварительно представители правительства настаивали на пятилетнем сроке А первоначальные предложения со стороны работодателей заключались в том, чтобы этот срок был еще более значительным.

Профсоюзная сторона твердо отстаивала свою позицию, потому что мы не согласны с тем откатом назад, который случился после 2009 года, когда показатель МРОТ был фактически заморожен, а жизнь не стоит на месте – она идет вперед, и, естественно, прожиточный минимум рос с каждым годом. Поэтому мы считаем, что от сегодняшних 67% от стоимости минимальной потребительской корзины минимальный размер оплаты труда должен быть достигнут в кратчайшее время. То есть максимум за три года, что в конечном итоге удалось зафиксировать в нашем трехстороннем соглашении, хотя, конечно, не без оговорок. Есть оговорки, которые сделала сторона работодателей. Есть оговорки, которые сделала правительственная сторона. Тем не менее мы уверены, что это вполне достижимый результат.

Кроме того, мы, безусловно, настаиваем, и это записано в одном из пунктов Генерального соглашения, на том, что необходимо активно продолжить переговоры по составу собственно показателя минимального размера оплаты труда. Этот показатель должен характеризовать именно оплату труда и не включать в себя стимулирующие и компенсационные надбавки. С этим, прежде всего, не согласны представители правительства, потому что, безусловно, в бюджетной сфере это подразумевает дополнительные ассигнования на фонд оплаты труда. Но профсоюзная сторона считает, что компенсационные выплаты, скажем, северные надбавки или надбавки за тяжелую, опасную или вредную работу не должны входить в такой показатель, который характеризует минимальную оплату за труд человека. Это – оплата за труд, а не совокупная выплата, которая учитывает в себе все дополнительные выплаты, которые делает работодатель. Естественно, при стремлении минимизировать бюджетные расходы бюджетная система, Министерство финансов возражают против позиции профсоюзной стороны. Но это античеловеческий подход, подход чисто бухгалтерский. Мы ведь в данном случае занимаемся не подсчетом гаек и болтов, а тем, чтобы человек мог прожить на ту заработную плату, которую он должен получать за нормальную работу в течение полного рабочего дня за месяц.

Это самый острый вопрос трудовых отношений и в рамках нового Генерального соглашения он урегулирован в том смысле, что все стороны – и профсоюзы, и правительство, и работодатели будут добиваться, чтобы показатель минимального размера оплаты труда рос ежегодно, и чтобы МРОТ не опускался ниже прожиточного минимума. В итоге Генеральное соглашение подписано без протокола разногласий, то есть все три стороны утверждают, что мы должны развивать наши социально-трудовые отношения и поднимать уровень жизни наших граждан. Между тем, признавая наличие тех или иных проблем, социальные партнеры по-разному представляют методы их решения. Поэтому дискуссии о дальнейшем развитии социально-трудовых отношений переносятся в плоскость выполнения Генерального соглашения.

– Ваше отношение к закону о новом порядке пенсионного обеспечения граждан.

– Защита пенсионных прав работников – один из приоритетов деятельности профсоюзов. Да, государство из года в год повышает пенсию. Но ее средний уровень еще далек от критериев достойной жизни. Политика сдерживания роста зарплаты препятствует наполнению пенсионной системы. Эта политика лишает работников возможности участвовать в формировании добровольных пенсионных накоплений. Низкая зарплата ведет к социальному иждивенчеству и полной зависимости от государства.

Осуществляемая сегодня пенсионная реформа направлена, прежде всего, на развитие принципов обязательного социального страхования пенсионного обеспечения и поэтому встречает понимание профсоюзов. Предложения ФНПР приняты правительством либо полностью, либо частично. Это касается, прежде всего, коэффициента замещения утраченного заработка работника, выходящего на пенсию. В результате планируемых перемен этот коэффициент должен быть не менее 40%, что соответствует международным нормам и чего долгие годы добивались профсоюзы. Мы также выступали за вывод накопительного элемента пенсионного страхования из обязательного в добровольный. По мнению профсоюзных экспертов, такой переход будет способствовать устойчивости пенсионной системы.

За последние годы профсоюзы добились возвращения системы социальной защиты работника на страховые рельсы, введения страховых взносов вместо единого социального налога. Однако процесс перехода сложен. Мы сталкиваемся с изъятием из законодательства права работающих на страхование от безработицы, на санаторно-курортное лечение и оздоровление, оплату детских путевок на отдых за счет средств социального страхования. Снижаются реальные размеры выплат и пособий по временной нетрудоспособности и материнству. Нужно восстановить влияние профсоюзов в системе социального страхования. Это относится и к обновлению деятельности комиссий по социальному страхованию, и пенсионных комиссий. Кроме того, должна быть повышена эффективность профсоюзного контроля за полнотой выплаты предприятиями взносов в страховые системы, своевременностью и качеством предоставляемых членам профсоюзов социальных услуг.

Да, пенсионный закон сегодня уже одобрен Советом Федерации. Но это только начало, потому что в процессе реализации будет много разных нюансов, и нам нужно сконцентрироваться, чтобы люди почувствовали результаты реформ, чтобы пенсия действительно стала достойной, чтобы она была связана с трудовым вкладом каждого человека. Между тем невозможно перестраивать пенсионную систему без устранения перекосов в системе оплаты труда. Не может быть высоких пенсий при низкой зарплате. По сути, новая балльная система будет жестко стимулировать работников продолжать трудовую деятельность после достижения пенсионного возраста до момента, пока трудовой стаж не достигнет 45 лет.

– В правительстве продолжается обсуждение темы новых профессиональных стандартов. В прошлом году вы весьма критично отзывались о проделанной в этой области работе. Так нужны нам профстандарты или можно обойтись без них?

– Действительно, по решению правительства должны быть разработаны профессиональные стандарты, которые потом должны заменить действующие сегодня единые тарифно-квалификационные справочники, в соответствии с которыми устанавливается наименование профессии работающих. Эти названия влияют на уровень заработной платы, на ту профессиональную подготовку, которую необходимо пройти для получения той или иной специальности. В соответствии с этим организуется и труд на каждом предприятии, и в каждом учреждении.

Необходимость введения профессиональных стандартов диктуется еще и тем, что серьезно меняется структура экономики, появляются новые технологии, исчезают старые технологии с соответствующей квалификацией и специальностями, которые были необходимы для того, чтобы работать по тем технологиям, которые сейчас выводятся из производства.

Что такое профессиональный стандарт и насколько качественно он готовится? Это не всегда понятно не только работникам, но и специалистам. Еще раз хочу подчеркнуть, что это имеет важное значение для подготовки и получения профессиональной специальности в средних и в высших профессиональных учебных заведениях.

Планами, которые были установлены, предполагалось, что 400 профессиональных стандартов будут уже подготовлены и утверждены в прошлом году и еще 400 профессиональных стандартов должны быть подготовлены в нынешнем 2014 году. Сам ход разработки этих стандартов показывает, что, к сожалению, в погоне за выполнением сроков очень часто страдает качество этих документов. Дело в том, что подготовка профстандартов является госуслугой и, соответственно, выставляется на конкурс. К сожалению, как это часто бывает, такие конкурсы не всегда выигрывают самые квалифицированные творческие коллективы. Поэтому ситуация с разработкой и утверждением новых профессиональных стандартов вызывает большое опасение как у профсоюзов, так и у объединений работодателей.

Проблеме разработки профессиональных стандартов было даже посвящено специальное совещание, которое провел Президент России Владимир Путин. И представители бизнеса, и представители профсоюзов поставили вопрос о том, что не надо гнаться за количеством в ущерб качеству. Это очень важная и ответственная работа, которая будет десятки лет влиять на подготовку специалистов, на тарификацию тех или иных работ, на заработную плату специалистов.

По нашему мнению, именно практики, специалисты в той или иной области производства, области знания должны готовить эти стандарты, а не просто теоретики и люди, которые могут выиграть конкурсы. Поэтому на совещании у президента было решено ужесточить требования к командам разработчиков профессиональных стандартов, но, не снижая темпов разработки стандартов, в первую очередь обращать внимание на качество разработанных документов. Было принято решение создать независимую комиссию, которая будет оценивать качество разработанных профессиональных стандартов на соответствие современным технологиям, и только после этого они будут внедряться как нормативные документы.